Если вдруг в один прекрасный день в вашу компанию придёт письмо от военкомата с требованием сообщить любую информацию о ваших сотрудниках, вы будете знать, что делать. Если прочитаете эту небольшую статью.

Warriors

Так, в один прекрасный день я столкнулась с необходимостью разобраться с письмом военкомата следующего содержания:

От: Районный военный комиссариат
Кому: Компании
Согласно статье 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», прошу Вас в срок до [завтра] предоставить в районный военкомат списки военнообязанных, работающих на вверенном Вам предприятии и находящихся на воинском учёте в районном военкомате, а также списки военнообязанных, которые более 3-х месяцев находятся за пределами места постоянной регистрации и подлежат постановке на временный учёт.
Приложение: Список военнообязанных предприятия
Подпись: военный комиссар

Первая реакция – шоделать, кудыбечь? Нет! Первая реакция – никому, ничего! Знаем таких, этими официально устрашающими письмами любят злоупотреблять некоторые следователи. И вроде ничего такого не сказали, и на статью закона сослались, и ситуация в стране такова, что нужно ловить беглецов… Ничего не имею против! Но нужно действовать в соответствии с законом, а иначе – зачем он вообще такой нужен?

Есть ли основания?

Прежде всего, давайте посмотрим на статью закона, на которую сослался товарищ подполковник. В 21-й статье Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» двадцать абзацев, и она в общем определяет обязанности предприятий, учреждений, организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации. Вот основания, которыми мог руководствоваться отправитель письма с целью получить сведения о военнообязанных – это обязанности предприятий (​​вы знали о таких?):
– способствовать военным комиссариатам в их работе в мирное время и во время мобилизации;
– вести учёт военнообязанных, резервистов и призывников из числа работающих, осуществлять мероприятия по бронированию военнообязанных на период мобилизации и на военное время и предоставлять отчётность по этим вопросам соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления в установленном порядке;
– предоставлять соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий.

Особенности национальных законов

Содействие военкоматам в работе – очень общий пункт, а значит декларативный. В нашей стране во многих случаях (сейчас реже), если за какую-то норму не установлена ​​ответственность, она становится декларативной. Законы насквозь пропитаны гиперссылками друг к другу, это так называемые «бланкетные нормы». Такой бланкетной нормой является ч. 2 ст. 26 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» – где написано, что за нарушение наступает ответственность «по закону». И ищи ветра в поле, то есть в Уголовном кодексе или Кодексе об административных правонарушениях.

А у них нет статьи за «несодействие» военкоматам. Итак, отпадает.

За что же есть ответственность?

Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее – «КоАП Украины») установлены смешные штрафы (особенно по сравнению с нынешним ростом цен), и то не за всё. Это статьи от 211-1 до 211-6 и 210-1 КУоАП Украины. Рассмотрим их подробнее.

Статья 2101.. Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации – очень общая статья, в основном касается специальных субъектов правонарушения, а не предприятий.
Статья 2111.. Неявка на вызов в военный комиссариат – не подходит; нет вызова.
Статья 2112. Непредставление в военные комиссариаты списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам – не подходит, просят подать списки военнообязанных, а это другое (подробнее ниже).
Статья 2113. Приём на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учёте – здесь стоит задуматься;) Но сейчас не подходит.
Статья 2114. Необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, препятствие их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки – нету вызова, не подходит.
Статья 2115. Несвоевременное представление документов, необходимых для ведения военного учёта военнообязанных и призывников, неуведомление их о вызове в военные комиссариаты – это, пожалуйста, к жэкам, а не к бизнесу.
Статья 2116. Непредставление сведений о военнообязанных и призывников – название общее, но касается медико-социальных экспертных комиссий, которые присваивают группу инвалидности, поэтому не подходит.

Может, учёт?

Обязанность вести учёт военнообязанных регулируется Инструкцией по организации ведения воинского учёта военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утверждённой Приказом Минобороны № 660 от 15.12.2010 года. Согласно ей, ежегодно до 1 декабря предприятия подают в военкоматы отчётность – списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам. А это касается только юношей, то есть – допризывников…

Важно! Согласно ч. 9 ст. 1 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», по воинской обязанности граждане Украины делятся на следующие категории:
допризывники – лица, подлежащие приписке к призывным участкам;
призывники – лица, приписанные к призывным участкам;
военнослужащие – лица, проходящие военную службу;
военнообязанные – лица, находящиеся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства;
резервисты – лица, которые в добровольном порядке проходят службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и предназначены для их комплектования в мирное и военное время.

То есть учёт и отчётность также отпадают.

Право военкоматов на информацию?

Ну и наконец рассмотрим обязанность предоставлять информацию военкоматам, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий. Нигде в письме должностного лица военкомата нет ссылки на необходимость получения этой информации для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий. Даже если эта информация существует с грифом ДСП («для служебного пользования»), то сделать соответствующий приказ «задним числом» – будет подделкой документов, а это ой-ой-ой. Следовательно, также отпадает.

Более того, принятием Закона Украины «О защите персональных данных» с широкими возможностями толкования наше государство выковала обоюдоострый меч: кто к нам с ним придёт, от него и давайдосвидания.

Исходя из этого, и был подготовлен вежливый ответ на письмо военного комиссара.

От: Компании
Кому: Районному военному комиссариату
Уважаемый [Имя Отчество]!
На Ваше письмо № N, полученное нами NN, сообщаем следующее.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Статьёй 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» не предусмотрено право военных комиссариатов требовать списки персональных данных работников.
Временный доступ к документам, которые содержат охраняемые законом персональные данные, указанные в Ваших требованиях, может предоставляться на основаниях и в порядке, предусмотренном Законом Украины «О защите персональных данных».
Поскольку порядок доступа к спискам работников предприятия, содержащим их персональные данные, чётко регламентирован Законом Украины «О защите персональных данных», в настоящее время информация по Вашему требованию не может быть предоставлена ​​в установленном законом порядке из-за того, что вышеуказанные требования закона не соблюдены.
Пользуясь возможностью сообщаем, что информацию о военнообязанных лицах Вы можете получить в учреждениях, на которые законом возложена обязанность представлять такие сведения в военные комиссариаты.
Руководитель: подпись

И, наконец, не спешите отправлять такое письмо. В законе не написано, что отвечать на письма военкоматов нужно в тот срок, о котором они просят. Особенно когда такие письма приходят по почте с просрочкой. Общий срок для ответа – 30 дней… а почему, я напишу как-то в другой раз.


Друзья! Получали ли вы такие «авось-давай» письма от военкоматов, следователей, надзорных органов? И настаивали ли они на ответе – именно том, который требовали? Расскажите в комментариях! Будем думать вместе.